Нет ни Будд ни Патриархов...
Танцующие мыши
или пегие, разводимые в Японии, представляют особую породу мышей, обладающую характерной привычкой бешено кружиться на одном месте. Одни рассматривают эту привычку, как результат отбора и объясняют ее возникновение привычкой этих мышей жить в тесных помещениях, напр., — в гнездах хлопчатника, причем этими вращательными движениями животное обеспечивает себя от опасности запутаться совершенно в хлопке; другие — видят в этих движениях сознательный акт — своего рода моцион, позыв к которому вызывается теснотой жилья этих мышей. Третьи ставят эти явления в связь с прирожденными дефектами слухового аппарата (а именно, полукружных каналов), наблюдавшимися многими исследователями у этих мышей, тем более, что искусственное повреждение полукружных каналов действительно вызывает у оперированного животного подобные же движения.
(Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

КОШКИ-МЫШКИ (из дневника неизвестного автора)
Все живые существа - будь то люди, птицы или же звери - прекрасно знают, что мир и порядок в Поднебесной имеют своим источником добродетельное управление. И мы действительно можем утверждать, что нынешние времена - намного лучше, чем даже далекое и блистательное прошлое - правление китайских первоимператоров Яо и Шуня.
читать дальшеВ середине восьмой луны 1602 года был обнародован указ, согласно которому все кошки в столице должны быть спущены с поводков. В связи с этим на углу 1-ой улицы было повешено распоряжение городских властей, в котором говорилось нижеследующее:
"Предписывается спустить всех котов и кошек с поводков. Коты и кошки подлежат полному освобождению и им дозволяется гулять там, где им это пожелается. Кроме того, предписывается торговлю кошками упразднить. Нарушившие данное распоряжение подлежат суровому наказанию".
Согласно этому распоряжению, каждая милая сердцу своего хозяина кошка должна быть снабжена биркой с его именем, освобождена с поводка и отпущена на все четыре стороны. Кошки пришли в неописуемый восторг и разбежались по всему городу, празднуя обретенную свободу. Радость их объяснялась тем, что отныне они могли ловить мышей, где угодно в полное удовольствие.
И теперь замученными бесконечными преследованиями мышам стало прятаться негде. Теперь они уже не могли вольготно разгуливать по коридорам и чердакам, а когда они выбрались наружу, мышам приходилось красться по улицам без всякого попискивания. Горожане же, напротив, пребывали в надежде, что указ будет строго исполняться и в дальнейшем.
К северу от города жил досточтимый отшельник, который отринул все греховное и прилепился к добродетели. Утром он молил о том, чтобы Небо и Земля существовали бы вечно, а вечером просил, чтобы мир пребывал в покое, а сам он вознесся бы в рай, и чтобы все сущее было бы облагодетельствовано учением Будды. Этот отшельник был прекрасно осведомлен в Учении и способах медитации, а его добродетель восхищала и трогала до слез монахов и мирян, мужчин и женщин. И был он таков, что его можно было назвать воплощением самого Будды. Даже птицы и животные знали о его непревзойденных достоинствах. И вот однажды ночью был ему удивительный сон. Будто бы пришел к святому мыш, который прилепился к Учению.
"Простите меня за смелость, но только хочу я сказать, что, проживая под полом, днем и ночью внимаю вашим проповедям. И когда я услышал, что можно скостить свои прегрешения посредством покаяния, я решил последовать вашим советам. Могу ли рассчитывать на ваше напутствие после того, как принесу покаяние?"
Святой был тронут тем, что какой-то там мыш способен рассуждать с такой вот степенью утонченности. "Сказано, что даже лишенные органов чувств растения и деревья способны достичь состояния Будды, - отвечал он. - А что уж говорить о вас, мышах! Вы, безусловно, способны немедленно избавиться от ваших бессчетных прегрешений - при условии, конечно, что вы без лишних вопросов уверуете в священного Будду! Согласно Учению, и рай, и сам Будда пребывают не где-нибудь, а именно в сердцах. Но достичь просветления не так легко. Однако даже птицы с животными, если они, конечно, прилепятся к вере, могут стать буддами".
Мыш перестал ронять слезы и сказал: "В таком случае я поведаю о своих грехах. Поскольку всех кошек в столице отпустили на волю, мыши частью попрятались, а некоторых из них сожрали кошки. Осталось нас в живых не так много, да и последние мыши вскорости сгинут. Мы скрываемся под полами и террасками, не зная ни одной спокойной минуты. Мы прячемся в норках, но через пару дней там становится так душно, что оставаться там невозможно. Когда же мы выбираемся наружу, эти проклятые кошки нападают на нас и рвут на части. Какова же должна быть наша мышиная карма, что мы терпели такие мучения!"
Святой отшельник отвечал:"Конечно же, условия вашего существования заслуживают сожаления. Но теперь, когда я поделился с тобой своим знанием, и ты стал моим учеником, я должен поведать тебе, почему вас, мышей, ненавидят столь люто. Когда я, одинокий монах, переклеиваю бумагу на зонтике и оставляю его сохнуть, я вдруг обнаруживаю, что ручка зонта уже обглодана. Когда я жарю бобы и готовлю угощение, чтобы оказать почтение своим сотоварищам, еда вдруг улетучивается. Вы ухитряетесь прогрызть дырки не только в моем монашеском одеянии, но и в моем веере, в моей ширме, в моих лепешках и в моем соевом твороге! И сколь терпимым люди не считают меня, все равно - это так естественно - мне хочется разделаться с вами. Как можно ожидать, что люди обычные станут относиться к вам по-иному?"
Мыш сказал:"Полностью разделяю ваше мнение. Смею уверить: я сделаю все возможное, чтобы убедить молодое поколение вести себя по-другому. Но следует иметь в виду, что, как говориться, от умного совета уши вянут, а настоящее лекарство - горько на вкус. Юные мыши никак не хотят прислушиваться у моим увещеваниям. Наоборот - они ведут себя все наглее. Сколько раз я им говорил, чтобы они не испытывали человеческого терпения, прекратили грабеж домов и воровство фартуков, носков и иной одежды. Следует прекратить безобразие, когда из всего этого тряпья устраиваются теплые гнездышки в коробках, узлах и корзинах. Я повторял им, что следует отказаться от обгладывания того, от чего нет никакой питательности и пользы для здоровья, отказаться от привычки шнырять возле кастрюль. Я говорил это несмышленым младенцам и подросткам, но они творят, что хотят, и устраивают себе спальни в подушках и матрасах, на чердаках и на обвешавших крышах. Он все время творят непотребное. О эти ужасные создания!"
И тут отшельник открыл глаза и обнаружил, что уже настал день.
На следующую же ночь ему привиделся полосатый - вроде тигра - кот, который поведал ему следующее.
"До моего слуха дошло, что благолюбие ваше достигло даже подлого сердца некоего грызуна, которого совершенно справедливо ненавидят человеки. В связи с этим я и набрался смелости, чтобы прийти к вам и поведать о том, как обстоят дела на самом деле. Этот ничтожный мыш нагло врет вам в глаза! Не успеете вы облагодетельствовать его своим состраданием, как он тут же что-нибудь сопрет у вас! Так позвольте мне поведать вам нашу славную кошачью родословную! Выслушайте меня! Говоря так, я рискую быть понятом в том смысле, что я пытаюсь соревноваться с этим мышем, но - поймите меня правильно! - не зная всех обстоятельств, вы можете подумать дурно о нас, кошках".
Тут кот выгнул спину и его глаза засверкали.
"Мы - потомки тигров, которые наводят ужас в Индии и Китае. НО Япония - страна крошечная, и мы, переправившись через море, были вынуждены приспособить свои размеры к ее малости. Вот почему в Японии нет тигров. В правление императора Дайго (897-930) государь относился к нам с предельным вниманием. Одна из наших сестер была обласкана самим принцем Касиваги, которые не расставался с нею. Позднее в правление императора Госиракава (1155-1158), нас стали держать на поводке, чтобы мы были поближе к хозяевам. И теперь получилось, что мы, бедные кошки, могли поймать мышку только в том исключительном случае, если она пробегала под самым носом! А когда нам хочется пить, приходится мурлыкать и вопить - только для того, чтобы нам ответили полным равнодушием. Это ужасно! Люди полагают, что бы не знаем никаких иностранных языков, но на самомто деле мы разговариваем на священном санскритском наречии, которого никто не разумеет в этой стране. Вот и получается, что наше судьба - поводок и побои. Но боги не оставили своим состраданием даже кошек - точно также, как лунный свет не забывает проникнуть даже в жалкую лачугу. Мы так благодарны, что наша участь была облегчена в последнее время! Каждое утро мы приветствуем светило и мурлычем молитву о том, чтобы нынешнее правление продлилось вечно!"
Подвижник отвечал:"Твои речи поистине заслуживают внимания. На ум мне приходит история про святого Нандзена из Китая, который разрубил кошку надвое, чтобы показать, что и ее половинку все равно можно назвать только кошкой. Тем не менее, возникает законный вопрос, как я, монах, могу остаться безучастным к вашей судьбе? Согласно учению о карме, убийца обречен сначала на смерть, а потом на новое рождение. Потом он должен снова умереть, снова родиться и так без конца. Только осознав бренность этого мира, можно избавиться от бесконечной цепи рождений и смертей, только тогда ты сможешь достигнуть освобождения! Перестаньте убивать, престаньте пожирать мышей! Почему бы вам, кошкам, не перейти к более разумной диете? Не подойдут ли вам блюда из риса? Разумеется, иногда можно будет позволить себе сушеную сардинку, селедочку или же горбушу..."
"Готов согласиться с вами, но вы должны принять к сведению, что люди питаются рисом с целью улучшения работы внутренностей, для того, чтобы внешние органы получили возможность беспрепятственно дергаться, а языки - болтать. Вкус риса обогащается с помощью добавления вкусностей, которые добываются в море и в горах. Точно также и наши блюда из мышатины, посылаемые нам самими богами, дают нам здоровье и возможность прыгать и прямо-таки летать - словно какие-нибудь птички. Не забудьте самое важное - ожидание ночного лакомства из мышатины позволяет нам забыться сладким дневным сном. Подумайте об этом и согласитесь, что ни одна кошка не согласиться на ваше предложение!"
Всесострадательный подвижник затруднился с ответом, но лицо его оросили немые слезы - он был потрясен. И тут же проснулся.
Ближе к рассвету ему привиделся новый сон. На сей раз это был давешний мыш, который заявил:"Мы больше не можем оставаться в столице. Мы городские мыши, собрались на совещание, во время которого все жаловались на чудовищное состояние дел. Однако самый мудрый из нас сказал:"Получается, что, ввиду ужасных обстоятельств, спасти свои серые шкурки мы вроде бы не можем и у нас якобы не остается другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Но это не так". Тут мыши зашумели. Мудрый же мыш продолжало:"Прошло уже пятьдесят дней с тех пор, как кошек спустили с поводков. И с тех пор нам не досталось ни одной рыбной косточки, ни одной горошинки, ни одного кусочка курочки! Некоторые полагают, что даже если мы не попадемся в лапы кошек, нам все равно грозит голодная смерть. Все это так. Тем не менее, до меня дошло, что крестьяне из провинции Оми не сжали свой рис ввиду того, что не хотят платить ужасные налоги. Так давайте же перезимуем там! Матери и дети выроют норки прямо под колосьями, и так мы спасемся от холода. Когда же холода закончатся и наступит весна, мы найдем укрытие в горах, долинах, храмах и городах. Если мы раздобудем лодку, переправимся на острова посреди озера Бива. Мы будем выкапывать дикий батат, подъедать корни папоротника и так, возможно, нам удастся продлить свою жизнь. Мне, разумеется очень жаль, что на новый год мне не удастся отведать рисовых лепешек - круглых и в форме цветочков, печеньица и конфеток. А как хорошо бы было понежиться в доме, когда весенний дождичек каплет с крыши! Как ужасно, что мы вынуждены уходить отсюда из-за этих мерзавок - кошек! Меня утешает лишь то, что и кошкам досталась несладкая жизнь - собаки станут травить их. Я прямо вижу, как они валяются на обочине или под мостом, промокшие и грязные. Они получат по заслугам!"
После этой пламенной речи мыши набрались смелости и разбежались кто куда. Некоторые особо изысканные особы, которые проживали раньше в домах аристократов, сложили на прощанье неуклюжие стихи.
Ну, например, такие:
За кошкой, Что ловит мышь,
Тенью собака встала.
Вот и охотник
Сам жертвой пал.
Или вот такие:
Недолго жить
Осталось в этом мире...
В последний путь
Беру воспоминанья, в которых
Кошки след простыл.
Или же вот такие:
Только пискнешь -
Навострятся ушки у кошки,
Глаза засияют.
О, этот страшный
Блеск зрачка!
Монах решил никому не рассказывать об увиденном им во сне, ибо побоялся, что его сочтут выжившим из ума. НО видения были столь ярки, что он все-таки поведал о мышах и кошках своему близкому другу, который нашел рассказ подвижника весьма забавным. В любом случае, как это явствовало из вещих слов монаха, количество мышей в домах заметно уменьшилось. Уменьшилось и число краж, мыши больше не резвились по матрасам.
Со времен древних и до дней нынешних люди всегда испытывали чувство благодарности, когда общественный порядок поддерживался на должном уровне. С мудрым правителем и зажиточным народом счастье навечно поселяется в домах, а сердце наполняется радостью.
или пегие, разводимые в Японии, представляют особую породу мышей, обладающую характерной привычкой бешено кружиться на одном месте. Одни рассматривают эту привычку, как результат отбора и объясняют ее возникновение привычкой этих мышей жить в тесных помещениях, напр., — в гнездах хлопчатника, причем этими вращательными движениями животное обеспечивает себя от опасности запутаться совершенно в хлопке; другие — видят в этих движениях сознательный акт — своего рода моцион, позыв к которому вызывается теснотой жилья этих мышей. Третьи ставят эти явления в связь с прирожденными дефектами слухового аппарата (а именно, полукружных каналов), наблюдавшимися многими исследователями у этих мышей, тем более, что искусственное повреждение полукружных каналов действительно вызывает у оперированного животного подобные же движения.
(Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

КОШКИ-МЫШКИ (из дневника неизвестного автора)
Все живые существа - будь то люди, птицы или же звери - прекрасно знают, что мир и порядок в Поднебесной имеют своим источником добродетельное управление. И мы действительно можем утверждать, что нынешние времена - намного лучше, чем даже далекое и блистательное прошлое - правление китайских первоимператоров Яо и Шуня.
читать дальшеВ середине восьмой луны 1602 года был обнародован указ, согласно которому все кошки в столице должны быть спущены с поводков. В связи с этим на углу 1-ой улицы было повешено распоряжение городских властей, в котором говорилось нижеследующее:
"Предписывается спустить всех котов и кошек с поводков. Коты и кошки подлежат полному освобождению и им дозволяется гулять там, где им это пожелается. Кроме того, предписывается торговлю кошками упразднить. Нарушившие данное распоряжение подлежат суровому наказанию".
Согласно этому распоряжению, каждая милая сердцу своего хозяина кошка должна быть снабжена биркой с его именем, освобождена с поводка и отпущена на все четыре стороны. Кошки пришли в неописуемый восторг и разбежались по всему городу, празднуя обретенную свободу. Радость их объяснялась тем, что отныне они могли ловить мышей, где угодно в полное удовольствие.
И теперь замученными бесконечными преследованиями мышам стало прятаться негде. Теперь они уже не могли вольготно разгуливать по коридорам и чердакам, а когда они выбрались наружу, мышам приходилось красться по улицам без всякого попискивания. Горожане же, напротив, пребывали в надежде, что указ будет строго исполняться и в дальнейшем.
К северу от города жил досточтимый отшельник, который отринул все греховное и прилепился к добродетели. Утром он молил о том, чтобы Небо и Земля существовали бы вечно, а вечером просил, чтобы мир пребывал в покое, а сам он вознесся бы в рай, и чтобы все сущее было бы облагодетельствовано учением Будды. Этот отшельник был прекрасно осведомлен в Учении и способах медитации, а его добродетель восхищала и трогала до слез монахов и мирян, мужчин и женщин. И был он таков, что его можно было назвать воплощением самого Будды. Даже птицы и животные знали о его непревзойденных достоинствах. И вот однажды ночью был ему удивительный сон. Будто бы пришел к святому мыш, который прилепился к Учению.
"Простите меня за смелость, но только хочу я сказать, что, проживая под полом, днем и ночью внимаю вашим проповедям. И когда я услышал, что можно скостить свои прегрешения посредством покаяния, я решил последовать вашим советам. Могу ли рассчитывать на ваше напутствие после того, как принесу покаяние?"
Святой был тронут тем, что какой-то там мыш способен рассуждать с такой вот степенью утонченности. "Сказано, что даже лишенные органов чувств растения и деревья способны достичь состояния Будды, - отвечал он. - А что уж говорить о вас, мышах! Вы, безусловно, способны немедленно избавиться от ваших бессчетных прегрешений - при условии, конечно, что вы без лишних вопросов уверуете в священного Будду! Согласно Учению, и рай, и сам Будда пребывают не где-нибудь, а именно в сердцах. Но достичь просветления не так легко. Однако даже птицы с животными, если они, конечно, прилепятся к вере, могут стать буддами".
Мыш перестал ронять слезы и сказал: "В таком случае я поведаю о своих грехах. Поскольку всех кошек в столице отпустили на волю, мыши частью попрятались, а некоторых из них сожрали кошки. Осталось нас в живых не так много, да и последние мыши вскорости сгинут. Мы скрываемся под полами и террасками, не зная ни одной спокойной минуты. Мы прячемся в норках, но через пару дней там становится так душно, что оставаться там невозможно. Когда же мы выбираемся наружу, эти проклятые кошки нападают на нас и рвут на части. Какова же должна быть наша мышиная карма, что мы терпели такие мучения!"
Святой отшельник отвечал:"Конечно же, условия вашего существования заслуживают сожаления. Но теперь, когда я поделился с тобой своим знанием, и ты стал моим учеником, я должен поведать тебе, почему вас, мышей, ненавидят столь люто. Когда я, одинокий монах, переклеиваю бумагу на зонтике и оставляю его сохнуть, я вдруг обнаруживаю, что ручка зонта уже обглодана. Когда я жарю бобы и готовлю угощение, чтобы оказать почтение своим сотоварищам, еда вдруг улетучивается. Вы ухитряетесь прогрызть дырки не только в моем монашеском одеянии, но и в моем веере, в моей ширме, в моих лепешках и в моем соевом твороге! И сколь терпимым люди не считают меня, все равно - это так естественно - мне хочется разделаться с вами. Как можно ожидать, что люди обычные станут относиться к вам по-иному?"
Мыш сказал:"Полностью разделяю ваше мнение. Смею уверить: я сделаю все возможное, чтобы убедить молодое поколение вести себя по-другому. Но следует иметь в виду, что, как говориться, от умного совета уши вянут, а настоящее лекарство - горько на вкус. Юные мыши никак не хотят прислушиваться у моим увещеваниям. Наоборот - они ведут себя все наглее. Сколько раз я им говорил, чтобы они не испытывали человеческого терпения, прекратили грабеж домов и воровство фартуков, носков и иной одежды. Следует прекратить безобразие, когда из всего этого тряпья устраиваются теплые гнездышки в коробках, узлах и корзинах. Я повторял им, что следует отказаться от обгладывания того, от чего нет никакой питательности и пользы для здоровья, отказаться от привычки шнырять возле кастрюль. Я говорил это несмышленым младенцам и подросткам, но они творят, что хотят, и устраивают себе спальни в подушках и матрасах, на чердаках и на обвешавших крышах. Он все время творят непотребное. О эти ужасные создания!"
И тут отшельник открыл глаза и обнаружил, что уже настал день.
На следующую же ночь ему привиделся полосатый - вроде тигра - кот, который поведал ему следующее.
"До моего слуха дошло, что благолюбие ваше достигло даже подлого сердца некоего грызуна, которого совершенно справедливо ненавидят человеки. В связи с этим я и набрался смелости, чтобы прийти к вам и поведать о том, как обстоят дела на самом деле. Этот ничтожный мыш нагло врет вам в глаза! Не успеете вы облагодетельствовать его своим состраданием, как он тут же что-нибудь сопрет у вас! Так позвольте мне поведать вам нашу славную кошачью родословную! Выслушайте меня! Говоря так, я рискую быть понятом в том смысле, что я пытаюсь соревноваться с этим мышем, но - поймите меня правильно! - не зная всех обстоятельств, вы можете подумать дурно о нас, кошках".
Тут кот выгнул спину и его глаза засверкали.
"Мы - потомки тигров, которые наводят ужас в Индии и Китае. НО Япония - страна крошечная, и мы, переправившись через море, были вынуждены приспособить свои размеры к ее малости. Вот почему в Японии нет тигров. В правление императора Дайго (897-930) государь относился к нам с предельным вниманием. Одна из наших сестер была обласкана самим принцем Касиваги, которые не расставался с нею. Позднее в правление императора Госиракава (1155-1158), нас стали держать на поводке, чтобы мы были поближе к хозяевам. И теперь получилось, что мы, бедные кошки, могли поймать мышку только в том исключительном случае, если она пробегала под самым носом! А когда нам хочется пить, приходится мурлыкать и вопить - только для того, чтобы нам ответили полным равнодушием. Это ужасно! Люди полагают, что бы не знаем никаких иностранных языков, но на самомто деле мы разговариваем на священном санскритском наречии, которого никто не разумеет в этой стране. Вот и получается, что наше судьба - поводок и побои. Но боги не оставили своим состраданием даже кошек - точно также, как лунный свет не забывает проникнуть даже в жалкую лачугу. Мы так благодарны, что наша участь была облегчена в последнее время! Каждое утро мы приветствуем светило и мурлычем молитву о том, чтобы нынешнее правление продлилось вечно!"
Подвижник отвечал:"Твои речи поистине заслуживают внимания. На ум мне приходит история про святого Нандзена из Китая, который разрубил кошку надвое, чтобы показать, что и ее половинку все равно можно назвать только кошкой. Тем не менее, возникает законный вопрос, как я, монах, могу остаться безучастным к вашей судьбе? Согласно учению о карме, убийца обречен сначала на смерть, а потом на новое рождение. Потом он должен снова умереть, снова родиться и так без конца. Только осознав бренность этого мира, можно избавиться от бесконечной цепи рождений и смертей, только тогда ты сможешь достигнуть освобождения! Перестаньте убивать, престаньте пожирать мышей! Почему бы вам, кошкам, не перейти к более разумной диете? Не подойдут ли вам блюда из риса? Разумеется, иногда можно будет позволить себе сушеную сардинку, селедочку или же горбушу..."
"Готов согласиться с вами, но вы должны принять к сведению, что люди питаются рисом с целью улучшения работы внутренностей, для того, чтобы внешние органы получили возможность беспрепятственно дергаться, а языки - болтать. Вкус риса обогащается с помощью добавления вкусностей, которые добываются в море и в горах. Точно также и наши блюда из мышатины, посылаемые нам самими богами, дают нам здоровье и возможность прыгать и прямо-таки летать - словно какие-нибудь птички. Не забудьте самое важное - ожидание ночного лакомства из мышатины позволяет нам забыться сладким дневным сном. Подумайте об этом и согласитесь, что ни одна кошка не согласиться на ваше предложение!"
Всесострадательный подвижник затруднился с ответом, но лицо его оросили немые слезы - он был потрясен. И тут же проснулся.
Ближе к рассвету ему привиделся новый сон. На сей раз это был давешний мыш, который заявил:"Мы больше не можем оставаться в столице. Мы городские мыши, собрались на совещание, во время которого все жаловались на чудовищное состояние дел. Однако самый мудрый из нас сказал:"Получается, что, ввиду ужасных обстоятельств, спасти свои серые шкурки мы вроде бы не можем и у нас якобы не остается другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Но это не так". Тут мыши зашумели. Мудрый же мыш продолжало:"Прошло уже пятьдесят дней с тех пор, как кошек спустили с поводков. И с тех пор нам не досталось ни одной рыбной косточки, ни одной горошинки, ни одного кусочка курочки! Некоторые полагают, что даже если мы не попадемся в лапы кошек, нам все равно грозит голодная смерть. Все это так. Тем не менее, до меня дошло, что крестьяне из провинции Оми не сжали свой рис ввиду того, что не хотят платить ужасные налоги. Так давайте же перезимуем там! Матери и дети выроют норки прямо под колосьями, и так мы спасемся от холода. Когда же холода закончатся и наступит весна, мы найдем укрытие в горах, долинах, храмах и городах. Если мы раздобудем лодку, переправимся на острова посреди озера Бива. Мы будем выкапывать дикий батат, подъедать корни папоротника и так, возможно, нам удастся продлить свою жизнь. Мне, разумеется очень жаль, что на новый год мне не удастся отведать рисовых лепешек - круглых и в форме цветочков, печеньица и конфеток. А как хорошо бы было понежиться в доме, когда весенний дождичек каплет с крыши! Как ужасно, что мы вынуждены уходить отсюда из-за этих мерзавок - кошек! Меня утешает лишь то, что и кошкам досталась несладкая жизнь - собаки станут травить их. Я прямо вижу, как они валяются на обочине или под мостом, промокшие и грязные. Они получат по заслугам!"
После этой пламенной речи мыши набрались смелости и разбежались кто куда. Некоторые особо изысканные особы, которые проживали раньше в домах аристократов, сложили на прощанье неуклюжие стихи.
Ну, например, такие:
За кошкой, Что ловит мышь,
Тенью собака встала.
Вот и охотник
Сам жертвой пал.
Или вот такие:
Недолго жить
Осталось в этом мире...
В последний путь
Беру воспоминанья, в которых
Кошки след простыл.
Или же вот такие:
Только пискнешь -
Навострятся ушки у кошки,
Глаза засияют.
О, этот страшный
Блеск зрачка!
Монах решил никому не рассказывать об увиденном им во сне, ибо побоялся, что его сочтут выжившим из ума. НО видения были столь ярки, что он все-таки поведал о мышах и кошках своему близкому другу, который нашел рассказ подвижника весьма забавным. В любом случае, как это явствовало из вещих слов монаха, количество мышей в домах заметно уменьшилось. Уменьшилось и число краж, мыши больше не резвились по матрасам.
Со времен древних и до дней нынешних люди всегда испытывали чувство благодарности, когда общественный порядок поддерживался на должном уровне. С мудрым правителем и зажиточным народом счастье навечно поселяется в домах, а сердце наполняется радостью.